Несколько лет назад я открыла для себя Дэвида Теннанта как блестящего актера и очень хорошего (насколько я могу судить о публичном человеке с такого расстояния) человека.
Кратко перечислю то, что особенно люблю: это шекспировские Гамлет и Бенедикт, Джимми Портер из пьесы Дж. Осборна «Оглянись во гневе», Алек Харди из «Бродчерча» и Алан из «Возвращения», Кэмпбелл Бейн из «Добро пожаловать в психушку»…
Я хотела бы поговорить сразу обо всех ролях, но сегодня остановлюсь на фильме, который показали только-только в рамках 18-го БритФеста и который — к слову, совершенно внезапно для меня — уверенно встал в один ряд с вышеперечисленными, — «Mad to be normal» (если следовать официальному русскому переводу — «Бесит быть нормальным»). В главных ролях, помимо Дэвида, прекрасная Элизабет Мосс, Майкл Гэмбон и Гэбриел Бирн.
Картина отнесена к биографическим лентам, хотя как таковой биографии в фильме и нет — показан отрывок из жизни шотландского психиатра Р. Д. Лэйнга длинной приблизительно в один год, впрочем, этот год был неимоверно важен, ведь именно тогда Ронни открыл Кингсли-Холл и поселился в нем вместе с пациентами.
Предостерегаю: не ищите биографической точности! Как говорится в самом начале фильма, все совпадения с реальными людьми случайны, да и некоторые факты биографии, включенные в период, на самом деле произошли позже.
Словом, не биография, а воссозданный образ шотландского психиатра и мыслителя XX века.
Думаю, очень интересно (и важно) то, что фильм снят режиссером в первую очередь документальных фильмов, работали они совершенно особым образом: Роберт Маллан был очень спокоен, преимущественно молчал, вместо «Мотор!» говорил «Ну что ж, поехали…» и все происходило очень быстро: это сняли — перешли к другому, сняли — к другому. Кроме того, сам Роберт (он же Боб) был лично знаком с Ронни Лэйнгом, провел с ним в конце его жизни много времени, взял у него интервью, написал о нем несколько книг… Это был очень личный проект.
И не кассовый. Деньги для фильма собрали с большим трудом: никто не хотел финансировать. Показ в Великобритании был очень ограниченным.
Более подробно об этом словами девушки-очевидца, которая смотрела фильм в Лондоне.
С одной стороны, трудности, через которые прошли создатели, свидетельствуют без лишних слов об их глубокой любви к проекту, и это хорошо, но с другой стороны, ситуация грустная: как будто Лэйнг не интересен! как будто он забыт! или как будто о нем не хотят говорить! Ишь, стесняются они Лэйнга с его радикальными идеями! Как люди узнают о фильме, если они не фанаты Дэвида? или если нет профессионального интереса? Ужасно.
Я не буду вдаваться в подробности экзистенциально-феноменологической психиатрии, я недостаточно компетентна, чтобы уверенно объяснять такие вещи, скажу лишь, что Ронни Лэйнг был человеком очень сложным и в фильме это передано. В начале 60-х годов он пытался лечить шизофреников, людей с психозами, не применяя электрошок и не пичкая пациентов успокоительными. Холодный и агрессивный, насмешливый и высокомерный, он был наделен даром глубочайшего сострадания и потрясающей воображение смелостью, с которой он всеми доступными способами (использовал тогда еще разрешенное в терапевтических целях ЛСД) пытался погрузиться во внутренний мир «больных» (я не случайно взяла в кавычки). Его стремление к человеческому подходу нельзя переоценить. А центральная в практической деятельности идея метанойи, кроме того, и очень интересна. Психиатр-маргинал и классик психиатрии, философ и критик, гуру и революционер, поп-звезда, безумец, человек-эпохи — это все про него!
Подобно Ольге Власовой, написавшей прекрасную русскую биографию «Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией», я не стану ни восхвалять его, ни осуждать, но все же скажу, что чисто по-человечески я восхищаюсь им, глубоко сочувствую и считаю, что такие люди достойны того, чтобы о них помнили.
Что же касается Дэвида, то он, как и всегда, невероятен. Что уж!
Я могу говорить об этом фильме и дальше, но для начала достаточно и я еще не раз к нему вернусь.
Mad to be normal
briseis
| суббота, 09 декабря 2017