Несколько лет назад я открыла для себя Дэвида Теннанта как блестящего актера и очень хорошего (насколько я могу судить о публичном человеке с такого расстояния) человека.
Кратко перечислю то, что особенно люблю: это шекспировские Гамлет и Бенедикт, Джимми Портер из пьесы Дж. Осборна «Оглянись во гневе», Алек Харди из «Бродчерча» и Алан из «Возвращения», Кэмпбелл Бейн из «Добро пожаловать в психушку»…
Я хотела бы поговорить сразу обо всех ролях, но сегодня остановлюсь на фильме, который показали только-только в рамках 18-го БритФеста и который — к слову, совершенно внезапно для меня — уверенно встал в один ряд с вышеперечисленными, — «Mad to be normal» (если следовать официальному русскому переводу — «Бесит быть нормальным»). В главных ролях, помимо Дэвида, прекрасная Элизабет Мосс, Майкл Гэмбон и Гэбриел Бирн.
Картина отнесена к биографическим лентам, хотя как таковой биографии в фильме и нет — показан отрывок из жизни шотландского психиатра Р. Д. Лэйнга длинной приблизительно в один год, впрочем, этот год был неимоверно важен, ведь именно тогда Ронни открыл Кингсли-Холл и поселился в нем вместе с пациентами.
Предостерегаю: не ищите биографической точности! Как говорится в самом начале фильма, все совпадения с реальными людьми случайны, да и некоторые факты биографии, включенные в период, на самом деле произошли позже.
Словом, не биография, а воссозданный образ шотландского психиатра и мыслителя XX века.
Думаю, очень интересно (и важно) то, что фильм снят режиссером в первую очередь документальных фильмов, работали они совершенно особым образом: Роберт Маллан был очень спокоен, преимущественно молчал, вместо «Мотор!» говорил «Ну что ж, поехали…» и все происходило очень быстро: это сняли — перешли к другому, сняли — к другому. Кроме того, сам Роберт (он же Боб) был лично знаком с Ронни Лэйнгом, провел с ним в конце его жизни много времени, взял у него интервью, написал о нем несколько книг… Это был очень личный проект.
И не кассовый. Деньги для фильма собрали с большим трудом: никто не хотел финансировать. Показ в Великобритании был очень ограниченным.
Более подробно об этом словами девушки-очевидца, которая смотрела фильм в Лондоне.
С одной стороны, трудности, через которые прошли создатели, свидетельствуют без лишних слов об их глубокой любви к проекту, и это хорошо, но с другой стороны, ситуация грустная: как будто Лэйнг не интересен! как будто он забыт! или как будто о нем не хотят говорить! Ишь, стесняются они Лэйнга с его радикальными идеями! Как люди узнают о фильме, если они не фанаты Дэвида? или если нет профессионального интереса? Ужасно.
Я не буду вдаваться в подробности экзистенциально-феноменологической психиатрии, я недостаточно компетентна, чтобы уверенно объяснять такие вещи, скажу лишь, что Ронни Лэйнг был человеком очень сложным и в фильме это передано. В начале 60-х годов он пытался лечить шизофреников, людей с психозами, не применяя электрошок и не пичкая пациентов успокоительными. Холодный и агрессивный, насмешливый и высокомерный, он был наделен даром глубочайшего сострадания и потрясающей воображение смелостью, с которой он всеми доступными способами (использовал тогда еще разрешенное в терапевтических целях ЛСД) пытался погрузиться во внутренний мир «больных» (я не случайно взяла в кавычки). Его стремление к человеческому подходу нельзя переоценить. А центральная в практической деятельности идея метанойи, кроме того, и очень интересна. Психиатр-маргинал и классик психиатрии, философ и критик, гуру и революционер, поп-звезда, безумец, человек-эпохи — это все про него!
Подобно Ольге Власовой, написавшей прекрасную русскую биографию «Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией», я не стану ни восхвалять его, ни осуждать, но все же скажу, что чисто по-человечески я восхищаюсь им, глубоко сочувствую и считаю, что такие люди достойны того, чтобы о них помнили.
Что же касается Дэвида, то он, как и всегда, невероятен. Что уж!
Я могу говорить об этом фильме и дальше, но для начала достаточно и я еще не раз к нему вернусь.
Кратко перечислю то, что особенно люблю: это шекспировские Гамлет и Бенедикт, Джимми Портер из пьесы Дж. Осборна «Оглянись во гневе», Алек Харди из «Бродчерча» и Алан из «Возвращения», Кэмпбелл Бейн из «Добро пожаловать в психушку»…
Я хотела бы поговорить сразу обо всех ролях, но сегодня остановлюсь на фильме, который показали только-только в рамках 18-го БритФеста и который — к слову, совершенно внезапно для меня — уверенно встал в один ряд с вышеперечисленными, — «Mad to be normal» (если следовать официальному русскому переводу — «Бесит быть нормальным»). В главных ролях, помимо Дэвида, прекрасная Элизабет Мосс, Майкл Гэмбон и Гэбриел Бирн.
Картина отнесена к биографическим лентам, хотя как таковой биографии в фильме и нет — показан отрывок из жизни шотландского психиатра Р. Д. Лэйнга длинной приблизительно в один год, впрочем, этот год был неимоверно важен, ведь именно тогда Ронни открыл Кингсли-Холл и поселился в нем вместе с пациентами.
Предостерегаю: не ищите биографической точности! Как говорится в самом начале фильма, все совпадения с реальными людьми случайны, да и некоторые факты биографии, включенные в период, на самом деле произошли позже.
Словом, не биография, а воссозданный образ шотландского психиатра и мыслителя XX века.
Думаю, очень интересно (и важно) то, что фильм снят режиссером в первую очередь документальных фильмов, работали они совершенно особым образом: Роберт Маллан был очень спокоен, преимущественно молчал, вместо «Мотор!» говорил «Ну что ж, поехали…» и все происходило очень быстро: это сняли — перешли к другому, сняли — к другому. Кроме того, сам Роберт (он же Боб) был лично знаком с Ронни Лэйнгом, провел с ним в конце его жизни много времени, взял у него интервью, написал о нем несколько книг… Это был очень личный проект.
И не кассовый. Деньги для фильма собрали с большим трудом: никто не хотел финансировать. Показ в Великобритании был очень ограниченным.
Более подробно об этом словами девушки-очевидца, которая смотрела фильм в Лондоне.
С одной стороны, трудности, через которые прошли создатели, свидетельствуют без лишних слов об их глубокой любви к проекту, и это хорошо, но с другой стороны, ситуация грустная: как будто Лэйнг не интересен! как будто он забыт! или как будто о нем не хотят говорить! Ишь, стесняются они Лэйнга с его радикальными идеями! Как люди узнают о фильме, если они не фанаты Дэвида? или если нет профессионального интереса? Ужасно.
Я не буду вдаваться в подробности экзистенциально-феноменологической психиатрии, я недостаточно компетентна, чтобы уверенно объяснять такие вещи, скажу лишь, что Ронни Лэйнг был человеком очень сложным и в фильме это передано. В начале 60-х годов он пытался лечить шизофреников, людей с психозами, не применяя электрошок и не пичкая пациентов успокоительными. Холодный и агрессивный, насмешливый и высокомерный, он был наделен даром глубочайшего сострадания и потрясающей воображение смелостью, с которой он всеми доступными способами (использовал тогда еще разрешенное в терапевтических целях ЛСД) пытался погрузиться во внутренний мир «больных» (я не случайно взяла в кавычки). Его стремление к человеческому подходу нельзя переоценить. А центральная в практической деятельности идея метанойи, кроме того, и очень интересна. Психиатр-маргинал и классик психиатрии, философ и критик, гуру и революционер, поп-звезда, безумец, человек-эпохи — это все про него!
Подобно Ольге Власовой, написавшей прекрасную русскую биографию «Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией», я не стану ни восхвалять его, ни осуждать, но все же скажу, что чисто по-человечески я восхищаюсь им, глубоко сочувствую и считаю, что такие люди достойны того, чтобы о них помнили.
Что же касается Дэвида, то он, как и всегда, невероятен. Что уж!
Я могу говорить об этом фильме и дальше, но для начала достаточно и я еще не раз к нему вернусь.
Я тоже категорически не хотела смотреть. А потом Доктор разбил мне сердце! И вообще Доктор — это один из тех сериалов, который вызвал целый шквал эмоций и, мм, девичьих соплей, что, в общем-то, здорово, кто бы что не говорил, потому что в этом и смысл искусства — вызывать чувства, а иначе зачем? Кроме того, в сезонах 1-4 почти в каждой серии подымаются нравственно-этические вопросы, а я это ценю, даже если с чем-то конкретным не согласна.
Ну и Доктор, в частности, хорош тем, что там, помимо Дэвида, куча других замечательных актеров. Например, в первом сезоне Кристофер Экклстон очень-очень-очень хорош. В последующих сезонах (5-7, кажется) на подмогу смешит Мэтт Смитт, Карен Гиллан и Артур Дарвилл, последний вам точно известен по тому же «Бродчерчу». Ну а Мэтт, хоть я его люблю куда более спокойно, чем 9-го и 10-го Докторов (Кристофера и Дэвида соответственно), тоже очень сильный актер, если, например, сравнить его Доктора и его принца Филиппа из «Короны».
Кстати, по-моему, в самой первой серии с Мэттом появляется Оливия Колман. =) А нового 13-го Доктора с Рождества будет играть Джоди Уиттакер, которую вы тоже знаете по Бродчерчу.
В общем, у них там все хорошо с профессиональным уровнем.
Резюмирую: Доктор — это знаковая роль, это культовая роль, это большой шаг в мировую известность. Как говорит сам Дэвид, первая часть некролога уже написана. Это очень важная роль в его творчестве.
Я не знаю, можно ли действительно понять и полюбить Дэвида без Доктора. В его Докторе столько очарования и глубины. То есть, конечно, полюбить можно, Дэвид очень разноплановый, но любовь эта будет, мне кажется, немного несовершенной.
Если с Доктором нет, можно зайти с другого боку.
Например «Гамлет». Ну Гамлет это Гамлет. Но! Постановка Грегори Дорана (Грегори один из лучших современных шекспироведов). И дорановский Гамлет прекрасен, как рассвет. Причем постановка современная, действие перенесено в наше время, но никакого перебора, современность в лучшем ее проявлении. Меня поначалу очень смущало, что постановка современная, первый раз я смотрела очень настороженно, но постепенно я все поняла и теперь этот Гамлет для меня — лучший Гамлет.
Шекспир действительно актуален во все времена.
А какой там Дэвид! В этой роли он, пожалуй, наиболее красив. А еще есть передача, посвященная Шекспиру, где рассказчиком выступает, собственно, Дэвид. Называется «Открываем Шекспира». Ее очень интересно посмотреть после фильма-спектакля.
И вообще Шекспир для Дэвида — тоже нечто очень важное.
Что Гамлет, что Бенедикт из «Много шума из ничего» (в сети есть заснятый спектакль). «Много шума из ничего» — это местами очень смешно! И там Кэтрин Тейт, которая была спутницей Доктора в 4-ом сезоне. Искры летали! Три часа смеха и любви. И еще Ричард II.
Вообще, есть вам понравился «Бродчерч», то должен понравится и фильм «Возвращение». Там про последствия черепно-мозговой травмы и утрату кратковременной памяти. Это очень больно. Но это того стоит.
Еще я очень люблю мини-сериал «Одинокий отец». Название само за себя говорит.
И «Мастер побега» — про адвоката. Не буду рассказывать более подробно — спойлеры!
Если вы владеете английским, послушайте пьесу «Оглянись во гневе». Это, в первую очередь, про отношения мужчины и женщины. И пьеса очень сексуальная. (Аудиоспектакль как особый вид искусства.)
На самом деле я и «Джессику Джонс» могу порекомендовать. Там Дэвид злодей, да еще какой, да и опять же тема насилия — физического и психологического, а также последствия. Только «Джессика» — это немножко Marvel, впрочем, сильно отличается от всего другого у Marvel. Фанатам Marvel, которые любят Marvel как Marvel, может и не понравится.
Есть еще милая мелодрама «Ловушка для невесты», а также милый (но не более того) рождественский фильм «Божественное рождение 2». О! Еще я очень люблю «Каникулы мечты», но люди в этой любви меня как правило не понимают и остаются несколько шокированными
Я могу рассказать и более подробно о чем-то конкретном, просто не знаю, что вам ближе. Выбирайте!
Барти Крауча
ЧТОО, а вот это я пропустила. сейчас посмотрела скрины - действительно. Барти Крауч-младший.
Думаю, я начну Одиноким отцом, Доктором и Шекспиром.
Спасибо за такой подробный комментарий!
Всегда пожалуйста!
Давно хочу подступиться к Доктору, можно же начать с тех серий где Дэвид?
Можно, но лучше с первого сезона (Дэвид уже во втором), потому что тогда к линии взаимоотношений Доктора и Розы вы прикоснетесь с середины и думаю, в итоге потеряете в эмоциях. (И не все намеки поймете.) Если все же решитесь с первого, то проявите понимание! =)
Сериал 2005 года, с бюджетом все было не очень, спецэффекты не такие, как в нашем почти 2018. И первые серий пять могут не слишком вдохновить. Это нормально. Это надо просто пережить.
Я начала смотреть ради Артура Дарвилла! Страшно подумать, сколько всего я могла пропустить, если бы с Артура и начала…
Барти Крауч-младший.
Его иногда просят сделать языком так, как Барти. Он пытается, а потом говорит: «Тут навык нужен, я давно не тренировался». И вообще фигню с языком он сам придумал =)
Вы, если будет желание, поделитесь потом впечатлениями обо всем, что посмотрите